• Цели освоения дисциплины:

    - Обратить внимание студентов на заголовок как на важнейшую часть газетно-журнальных публикаций.

    - Рассмотреть проблему заголовка яркого, запоминающегося, апеллирующего к памяти читателя — и в то же время самостоятельно работающего как собственно журналистский текст.

    - Заставить задуматься о том, насколько осуществлено взаимодействие «заголовок — текст».

     

  • Цель курса  - научить студентов, будущих журналистов, создавать публицистические тексты в разных жанрах, в частности информационных жанрах, представляющих собой основной поток информации в средствах массовой коммуникации.

    Профессиональные требования, предъявляемые к практикующему журналисту, предполагают высокий уровень владения словом, развитые навыки дифференциации журналистских текстов в зависимости от их жанровой и стилевой принадлежности, а также умения и навыки их редактирования.  Результаты освоения этого курса  сказываются на многих других практических курсах, в частности на успешность прохождения производственной практики и написания курсовых и дипломных работ. Все это делает занятии по данному курсу исключительно важными.

    Итоги обучения – это практические навыки. Однако в основе их выработки лежат достаточно глубокие фундаментальные знания в области языкознания, лингвопрагматики, семиотики, составной частью  которых являются практические рекомендации, которые должны быть усвоены студентами.

  • Практикум по русскому языку (синтаксический разбор предложений) предназначен для студентов 2 курсов факультета журналистики, обучающихся по направлению 42.03.02 «Журналистика».

    Задачи изучения дисциплины:

    - выработать и закрепить у студентов твердые орфографические и  пунктуационные навыки;

    - подвести студентов к пониманию особенностей русской пунктуации, ее принципов;

    - коррекция и развитие навыков письменной речи студентов.

    - развить устойчивые навыки практического структурно-семантического анализа синтаксических единиц и владения материалом.

     

    Знать:

    -        знать важнейшие принципы и правила пунктуации русского языка;

    Уметь

    использовать  основные методы и  приемы  анализа лингвистических  единиц;

    –квалифицированно проводить анализ различных языковых явлений русской грамматики;

    – активно пользоваться необходимой учебной и научной литературой;

    – проводить пунктуационный анализы языковых явлений;

    − находить по опознавательным признакам пунктограммы ;

    − исправлять и классифицировать ошибки различного типа; анализировать тексты;

    - редактировать написанное;

    Владеть:

    –  работой с учебной, научной и  справочной  литературой;

    -        методом структурно-семантического описания конструкций всех синтаксических уровней (от словосочетания до МСП и микротекста);

    -        анализом  синтаксических единиц (словоформы, словосочетания, простого и  сложного  предложения, сложного  синтаксического  целого)

    -        навыками структурно-семантического анализа ПП и СП как приёмом самоконтроля над правильностью пунктуационного оформления высказывания на письме;

    -        навыками верного пунктуационного оформления предложений.

  • Данный курс предлагает для освоения будущим журналистам комплекс теоретических сведений о системе современного русского литературного языка и рассматривает такой важнейший раздел современного русского языка, как морфология.

    Цель состоит в описании морфологического уровня языка с учетом современных достижений лингвистической науки, типологичеких особенностей грамматических классов и форм, в формировании умений и навыков анализа грамматических явлений.

    Задачи курса:

    1. дать представление о современных морфологических теориях, проследив их истоки и связь с общенаучным контекстом;
    2. создать условия для усвоения грамматических норм;
    3. сформировать представление об актуальных грамматических процессах;
    4. выработать навык работы с научной литературой по дисциплине;
    5. сформировать навыки анализа морфологических форм и категорий. 
  • - Материал курса «Современный русский язык» служит естественным продолжением и углублением знаний, полученных в средней школе: базируясь на школьной грамматике, курс знакомит студентов с новой проблематикой, новыми концепциями, которые есть в современной русистике. Усвоение общелингвистических сведений, знакомство с ключевыми лингвистическими понятиями позволяет увидеть глубинные связи между языковыми явлениями, вырабатывает у студента-журналиста системный взгляд на изучаемый родной язык.

  • Курс «Практикум по русскому языку» призван способствовать систематизации и корректировке знаний в области русского правописания; созданию лингвистической базы для языкового анализа, подготовке к углубленному изучению речеведческих и лингвистических дисциплин Обобщающее повторение должно помочь выработке навыков осознанного и автоматизированного грамотного письма, что невозможно без серьезной и длительной самостоятельной работы обучающегося.

     

    В результате освоения дисциплины студент должен:

    Знать:

    -        знать важнейшие принципы и правила орфографии и пунктуации русского языка;

    Уметь

    использовать  основные методы и  приемы  анализа лингвистических  единиц;

    –  квалифицированно проводить анализ различных языковых явлений русской грамматики;

    – активно пользоваться необходимой учебной и научной литературой;

    – проводить орфографический и пунктуационный анализы языковых явлений;

    − находить по опознавательным признакам орфограммы и пунктограммы ;

     − точно формировать правила объясняющие написания;

    − исправлять и классифицировать ошибки различного типа; анализировать тексты;

    - редактировать написанное;

    Владеть:

    –  работой с учебной, научной и  справочной  литературой;

    -        методом структурно-семантического описания конструкций всех синтаксических уровней (от словосочетания до МСП и микротекста);

    -        анализом  синтаксических единиц (словоформы, словосочетания, простого и  сложного  предложения, сложного  синтаксического  целого)

    -        навыками орфографического анализа слов как приемом самоконтроля над правильностью орфографического оформления высказывания на письме;

    -        навыками структурно-семантического анализа ПП и СП как приёмом самоконтроля над правильностью пунктуационного оформления высказывания на письме;

    -        навыками орфографически верного написания слов;

    -        навыками верного пунктуационного оформления предложений.

     

  • Материалы ГЭК в помощь выпускникам.

  • Цели освоения дисциплины:

    - сформировать у будущих журналистов представления об общих закономерностях и принципах функционирования системы средств массовой информации. Вооружить их  фундаментальным, базовым знанием, определяющим последующее освоение данной профессии.

    - сформировать понимание роли СМИ в демократическом обществе как важнейшего социального института, спектра их функций, особенностей массовой информации и массово-информационной деятельности в контексте потребностей общества и интересов аудитории.

     

  • Цели  освоения  дисциплины:

    Це­лью  настоящей дисциплины является дальнейшая систематизация знаний, полученных  в  результате освоения образовательных программ среднего общего и профессионального образования по французскому языку как средству межкультурного общения; расширение общелингвистических компетенций филологической и методологической направленности. Овладение студентами иностранным языком на уровне бытового общения, усвоение ими основной терминологии в сфере профессиональной деятельности.

    Место дисциплины (модуля)  в структуре ООП  бакалавриата

    Дисциплина (модуль)  «Иностранный язык» /французский язык/ реализуется в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в направлении подготовки  42.03.02   Журналистика. 

     

    Предварительные компетенции:

    - знать основы фонетики, грамматики  и иметь достаточный багаж лексики для работы с аутентичными материалами;

    - уметь выделять вести беседу на различные бытовые темы;

               - владеть навыками аудирования, чтения, письма,

         Для изучения дисциплины «Иностранный язык» /французский язык/ необходимы знания, умения и компетенции, полученные обучающимися в учреждениях среднего общего и профессионального образования по французскому языку.

     

    Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и профессиональных компетенций: (ОК – 6,7, 8;  ОПК - 18).

    В результате освоения дисциплины (модуля) студент должен:

     

    Знать:

    - особенности системы изучаемого иностранного языка в его фонетическом, лексическом и грамматическом аспектах;

    - социокультурные нормы бытового и делового общения, а также правила речевого этикета, позволяющие специалисту эффективно использовать иностранный язык как средство общения в современном поликультурном мире;

    - историю и культуру страны изучаемого языка.

    Уметь пользоваться изученным иностранным языком в личностной и профессиональной коммуникации, для чтения литературы (общей и профессиональной), работы в Интернет-сети:

    Владеть  французсктим  языком, в объеме достаточном для чтения текстов, общения с ньюсмейкерами, поиска необходимой информации в Интернете и работы в сети, профессиональной коммуникации.

  • Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» - факультативная дисциплина, в которой соединена тематика безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской, природной) и вопросы защиты от негативных факторов чрезвычайных ситуаций. Изучением дисциплины достигается формирование у специалистов и бакалавров представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.

     «Безопасность жизнедеятельности»  логически  и содержательно взаимосвязана  с другими частями ООП: Информатика, экономика, основной язык/языки.

  • Учебная дисциплина «Речедеятельность современных эфирных СМИ»  ориентирована на формирование и развитие у обучающихся совокупности специальных знаний, практических умений и навыков в области анализа современных языковых явлений и их стилистической оценки, находящих свое проявление в языке эфирных средств массовой информации, анализа языковых норм, обеспечивающих успешность творческой деятельности журналиста.

    Цель преподавания курса  - познакомить студентов с особенностями языковой организации текстов различных жанров средств массовой информации в целом и принципами отбора и функционирования языковых элементов на радио и телевидении, в частности.

  • Введение теоретического курса «Язык современных печатных СМИ» как необходимого курса для профессионального формирования журналистов сегодня тем более важно и актуально, так как в обществе уже около двух десятков лет на разных уровнях: и специалистами-языковедами, и практикующими журналистами, политиками, публичными людьми – широкой и острой дискуссии подвергаются вопросы, связанные с катастрофическим снижением культуры речи. Особую тревогу вызывает то, что это снижение наблюдается не только в приватных разговорах, дружеских беседах, но и в речедеятельности официальной, публичной, еще недавно не допускающей вольности словоупотребления, вплоть до использования табуированной лексики.

    На рубеже 20-21 вв. в соответствии с известными социально-экономическими и политическими изменениями в России наши отечественные СМИ добились отмены официальной государственной цензуры, обеспечив свободу слова средствам массовой информации. Но, будучи понята искаженно, свобода слова в СМИ начала ассоциироваться с вседозволенностью. А последнее, как известно, неразборчива, и речедеятельность средств массовой информации в контексте культуры речи изменилась настолько, что с экранов телевизоров, по радио, на страницах журналов и полосах газет, мы всюду сталкиваемся с матерным фоном общения, словесной пошлостью, речевым хамством.

    Все это объективно будоражит общество, представители которого в публичных выступлениях, своим участием в различного рода ток-шоу гневно осуждают сложившуюся ныне картину с языковыми процессами, происходящими в СМИ.