программа государственного экзамена по русскому языку и литературе
(программа ИГЭ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Северо-Осетинский государственный университет

имени Коста Левановича Хетагурова»

 

 

 

                                                                                   УТВЕРЖДАЮ                                                  

проректор  по УР и КО

                                    

                                                                                     _________В.А. Морозов

 

                                     

 

Программа

итогового государственного междисциплинарного экзамена

 по русскому языку и литературе

 

 

 

 

Направление 45.03.01 Филология

 

Профиль Отечественная филология

 

Квалификация (степень) выпускника – бакалавр

 

 

Форма обучения

 

очная, заочная

 

 

 

Владикавказ  2015

 

Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом  ВО по направлению 45.03.01 Филология, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.08.2014 г., № 947, учебным планом подготовки бакалавра по направлению 45.03.01 Филология, утвержденным ученым советом ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет имени Коста Левановича Хетагурова» от «27» марта  2015 г. протокол № 08, Положением о порядке проведения итоговой государственной аттестации по программам бакалавриата, программам  специалитета и программам магистратуры, утвержденным ректором ФГБОУ ВПО «СОГУ» 28 апреля 2014 г.

 

Составители:  проф. Сенько Е.В., доц. Толасова И.Б.

 

 

 

Программа  обсуждена  на заседании кафедры русской и зарубежной литературы

(протокол №10 от «03» июля  2015 г.)

 

Заведующий кафедрой__________________ И.Б. Толасова

 

Одобрена советом факультета русской филологии

(протокол № 08 от «07» июля 2015 г.)

 

Председатель            _________________________ З.И. Годизова

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Заключительным этапом обучения студентов по направлению 032700.62 «Филология» и профилю подготовки «Отечественная филология (Русский язык и литература)»  в ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет»  являются выпускные квалификационные испытания. Для успешной подготовки к итоговой государственной аттестации выпускники должны знать перечень аттестационных испытаний, форму и условия их проведения, требования, особенности, сроки подготовки и сдачи государственных экзаменов.

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускников к выполнению профессиональных задач и соответствия их подготовки требованиям ФГОС высшего профессионального образования.

Итоговая государственная аттестация выпускников проводится по образовательной программе ВПО «Русский язык и литература». К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускаются студенты, в полном объеме завершившие освоение основной образовательной программы «Русский язык и литература». В число итоговых аттестационных испытаний входят:

- защита выпускной квалификационной  работы (по русскому языку или литературе);

- междисциплинарный  государственный экзамен по русскому языку и литературе.

Целью государственного экзамена  является полная и всесторонняя проверка знаний студентов, полученных в процессе обучения по дисциплинам лингвистического и литературоведческого циклов.

Программа государственного экзамена по русскому языку и литературе включает развернутый перечень ключевых вопросов, определяет объем и содержание учебного материала, а также примерный  перечень экзаменационных вопросов. В программе, помимо прочего, содержится список специальной литературы, необходимой для качественной подготовки к сдаче экзамена.

Программа экзамена предполагает, в первую очередь, ознакомление студентов с предложенными в ней основными вопросами по всем разделам современного русского языка   и истории русской литературы.

Настоящая программа подготовлена кафедрой русского языка, кафедрой русской и зарубежной литературы ФГБОУ ВПО «СОГУ» с целью систематизации теоретического материала, освоенного студентами за период обучения на факультете русской филологии, предназначена в помощь экзаменуемым и соответствует всем требованиям ФГОС ВПО.  

 

СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

1. Русский язык

 

п/п

Наименование раздела (модуля)

Содержание раздела (модуля)

1

2

3

  1.  

Введение

Современный русский язык как предмет научного изучения.

Русский язык – национальный язык русского народа, отражение его истории и культуры.

Современный русский язык как этап исторического развития русского языка. Вопрос о хронологических рамках современного русского языка.

Литературный язык как форма общенародного языка. Письменная и устная формы литературного языка. Нормы и некодифицированная речь.

Современная разговорная речь, ее характерные черты. Язык художественной литературы.

Современный русский язык как средство межнационального общения. Русский язык в современном мире.

Современный русский язык как система.

Место русского языка среди других языков: генетическая и типологическая характеристика.

 

  1.  

Фонетика русского языка. Графика. Орфография.

Фонетика как наука о звуковой стороне языка. Аспекты фонетики (артикуляционный, акустический, перцептивный, функциональный). Методы изучения звучащей речи.

Основные фонетические средства языка: звуки, ударение, интонация. Основные фонетические единицы членения звукового потока: фраза, речевой такт (синтагма), фонетическое слово, слог, звук. Фонетическая транскрипция.
Артикуляционная характеристика звуков речи. Акустические свойства звуков речи. Артикуляционные и акустические различия гласных и согласных. Акустическая классификация звуков речи. Соответствие артикуляционной и акустической классификаций.
Изменения звуков в речевом потоке, вызванные их позицией и обусловленные действующими в языке фонетическими законами. Различные виды позиционных изменений. Позиционная мена гласных. Позиционная мена согласных по признаку глухости-звонкости, ее виды. Позиционная мена согласных по признаку твердости-мягкости. Чередования гласных фонем; чередования согласных фонем; чередования одной фонемы с сочетанием фонем, не объясняемые действием фонетических законов русского языка.
Слог как единица членения речевого потока. Различные теории слога. Слоговые и неслоговые звуки. Типы слогов в русском языке: а) по начальному звуку; б) по конечному звуку; в) по характеру звучности. Слогораздел в русском языке. Некоторые особенности слогоделения на стыках морфем. Типы начальных, неначальных и конечных слогов.
Ударение. Характер русского словесного ударения и его организующая роль в звуковом оформлении слова, различении смысла слов и их форм. Неподвижное и подвижное словоизменительное и словообразовательное ударение. Проклитики и энклитики. Слабоударяемые слова. Фразовое, тактовое, логическое ударение.
Интонация. Понятие об интонационных конструкциях, их структуре. Типы интонационных конструкций. Функции интонации: тактообразующая, фразообразующая; смыслоразличительная; эмоциональная. Интонация и пунктуация.
Фонология. Различные фонологические школы в русском языкознании: Московская фонологическая школа (МФШ) и Ленинградская фонологическая школа (ЛФШ).
Понятие фонемы. Принцип объединения звуков в составе одной фонемы. Дифференциальные и интегральные признаки фонем.

Понятие нейтрализации. Аллофоны: доминанта, вариации и варианты одной фонемы. Сильные и слабые позиции фонем. Гиперфонема. Фонемная транскрипция.
Система фонем современного русского языка. Состав гласных и согласных фонем. Система гласных фонем. Система согласных фонем. Вопрос о долгой небной звонкой мягкой фонеме <ж'>. Фонемный статус мягких заднеязычных. Синтагматика и парадигматика фонем.
Орфоэпия.
Значение литературного произношения. Культурно-исторические основы русской орфоэпии. Стили произношения. Причины отступлений от литературного произношения.
Современные орфоэпические нормы в области гласных, согласных и их сочетаний, а также отдельных грамматических форм. Особенности произношения заимствованных слов. Варианты литературных произносительных  норм.

История русского литературного произношения и дальнейшие тенденции развития произносительных норм.
Графика. Предмет графики. Русский алфавит. Понятие об однозначности и многозначности букв. Значения согласных букв. Значения гласных букв. Значение ь и ъ. Графический анализ слова.

Орфография.
Разделы русской орфографии. Понятие об орфограмме; различные типы орфограмм. Передача буквами фонемного состава слов и морфем. Фонемный, фонетический, традиционный, морфематический принципы написаний. Дифференцирующие написания.

Слитные, раздельные и дефисные (полуслитные) написания. Лексико-синтаксический, словообразо-вательно-грамматический и традиционный принципы этих написаний.
Прописные и строчные буквы. Принципы их употребления: грамматический, семантический, словообразовательный.

Перенос слова с одной строки на другую. Фонетические и морфологические основания переноса; ограничения в возможности переноса.

Графические сокращения. Принципы графических сокращений и их типы.

Краткие сведения из истории русской графики и орфографии.

Современные орфографические словари и справочники.

 

  1.  

Лексикология Фразеология. Лексикография.

Лексикология.
Лексикология как раздел науки о языке. Предмет, задачи и разделы лексикологии. Место лексикологии в системе науки о языке.

Понятие о слове как основной единице языка. Важнейшие признаки и функции слова.

 Основные подходы к определению сущности слова в истории языкознания.

Семантика слова. Лексическое значение слова (ЛЗ). Слово и предмет. Слово и понятие.

Структура лексического значения слова. Понятие о семе как «атоме» значения и смысла. Типология и иерархия сем. Пути развития ЛЗ слов. Классификация ЛЗ слов. Основные типы ЛЗ слов.

Системные отношения в русской лексике в аспекте семантики. Лексика русского языка как система. Семантические и идеографические поля.
Структура лексического значения многозначного слова: внутренняя, основанная на различных видах переносов, и внешняя, формально-содержательная. Многозначные слова с цепочной, радиальной и смешанной структурой.
Синонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Синонимический ряд как открытая лексико-семантическая микросистема. Основные функции синонимов в тексте.

Антонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Типы лексических антонимов. Стилистические функции антонимов.

Пути возникновения омонимов в русском языке. Типы омонимов: омонимы лексические (полные и частичные), омоформы, омографы, омофоны. Функции омонимов в речи. Паронимия.

Фразеология.
Предмет фразеологии. Понятие о фразеологизме. Признаки фразеологизма. Фразеологизм и слово. Фразеологизм и словосочетание (свободное и синтаксически связанное). Узкое и широкое понимание фразеологического состава русского языка.
Типы фразеологизмов. Основные классификации фразеологических единиц (по частеречной соотнесенности, по синтаксическому строению, по степени семантической слитности).

 Источники русской фразеологии.

Социально-функциональная характеристика лексики и фразеологии русского языка. Общеупотребительная лексика и фразеология и лексика и фразеология, ограниченные сферой употребления.

 Лексика и фразеология русского языка с точки зрения происхождения. Исконно русская лексика и фразеология. Типы заимствований. Причины заимствования слов и фразеологизмов. Ассимиляция заимствованных элементов.
Старославянизмы в составе русской лексики и фразеологии, их фонетические, семантические и словообразовательные признаки. Судьба старославянизмов в русском языке. Функции славянизмов.
Лексика и фразеология активного и пассивного запаса. Историзмы и архаизмы. Типы архаизмов. Неологизмы. Отличие неологизмов от потенциальных и окказиональных слов.

Стилистическая характеристика лексики и фразеологии. Стилистически нейтральная и стилистически окрашенная лексика и фразеология.

 Русская лексикография.

 Понятие о лексикографии. Словарь как особый жанр справочной литературы. Словарь энциклопедический и толковый. Типология филологических словарей. Современные толковые словари русского языка. Структура и содержание словарной статьи в толковом словаре. Способы семантизации слова в толковом словаре.

 

  1.  

 

Словообразование.

 

Словообразование как учение о морфемике и деривации. Связь словообразовательной системы с лексикой и грамматикой. Специфика словообразовательного яруса языка. Словообразование синхронное и историческое.
Морфемика.
Учение о морфеме. Морфема - значимая часть слова.
Виды морфем. Типовая морфема как основной вид морфемы, обладающая значением, повторяемостью и материальной выраженностью. Унификс - морфема, не обладающая признаком повторяемости. Нулевая морфема как единица, обладающая значением, но не имеющая материального выражения. Критерии выделения нулевых морфем. Нулевые окончания и нулевые суффиксы.
Классы морфем. Классификация морфем по признаку обязательности - необязательности: корни и аффиксы. Типы корней: свободные, связанные и квазикорни. Классификация аффиксальных морфем по функции: морфемы словоизменительные, формообразовательные и словообразовательные. Классификация аффиксов по месту в слове: префиксы, суффиксы, постфиксы, флексии. Особенности суффиксов и префиксов. Вопрос о конфиксах. Вопрос о префиксоидах и суффиксоидах.
Исторические изменения в составе слова: опрощение, переразложение, усложнение. Изменение степени членимости. Этимологический анализ слова.
Основа и флексия. Классификация основ по функциональной нагрузке сочетающегося с основой аффикса: основа словоизменения, основа формообразования, основа словообразования. Членимость основы. Морфемный анализ.

Деривация.
Понятие производной, непроизводной и производящей основы. Соотносительность производности и мотивированности.
Типы производности. Связанный корень как производящая основа. Словообразовательный ряд и словообразовательная парадигма как единицы измерения типов производности.

Понятие словообразовательной структуры слова (производящая основа и формант). Аффиксальное и корневое направления в изучении словообразования.
Аффиксальное направление. Единицы системы и их иерархическая организация: производное слово, словообразовательная структура слова, словообразовательная пара, словообразовательный ряд, словообразовательный архиряд (словообразовательная категория), словообразовательная подсистема, словообразовательная система.

Словообразовательный тип как единица классификации производных слов и его составляющие. Классификация словообразовательных типов.

Словообразовательное направление. Формант как носитель словообразовательного значения. Классификация словообразовательных значений.

Способ словообразования. Способы образования слов, имеющих одну производящую основу: суффиксальный, префиксальный, постфиксальный, префиксально-суффиксальный, префиксально- постфиксальный, суффиксально-постфиксальный, субстантивация. Способы образования слов, имеющих более чем одну производящую основу: сложение, суффиксально-сложный способ, сращение, аббревиация.

Словообразовательный анализ. Отличия словообразовательного анализа от морфемного.

Корневое (гнездовое) направление в изучении словообразования. Гнездо как объединение слов на основе общности корня. Типы гнезд. Строение гнезда.

 

 

  1.  

Морфология

Грамматика как раздел науки о языке. Морфология и синтаксис как составные части грамматики.

Морфология. Предмет изучения морфологии как раздела грамматики.
Грамматические значения. Способы и средства выражения грамматических значений. Грамматические формы. Синтетические и аналитические формы.

Грамматические категории в русском языке. Признаки грамматических категорий.

Части речи как грамматические разряды слов. Принципы классификации частей речи в русском языкознании. Признаки частей речи.

 Значение имени существительного; грамматические категории рода, числа, падежа. Функции имени существительного в предложении.

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Переход существительных из одного разряда в другой.

Категория рода имен существительных, ее формальные показатели. Категория рода у одушевленных и неодушевленных существительных. Родовые оппозиции, складывающиеся у одушевленных существительных со значением лица. Лексические показатели категории рода. Род неизменяемых существительных.

Категория числа. Выражение и значение форм числа.
Категория падежа. Значение категории падежа. Выражение категории падежа. Основные значения падежей. Типы склонения существительных. Парадигмы склонения. Разносклоняемые существительные. Несклоняемые существительные.

Значение имени прилагательного. Особенности грамматических категорий рода, числа и падежа прилагательных. Функции прилагательного в предложении. Лексико-грамматические разряды прилагательных.
Качественные прилагательные, их семантика, грамматические и словообразовательные свойства. Степени сравнения прилагательных. Синтетические и аналитические формы сравнительной и превосходной степени, их значение, особенности употребления. Относительные прилагательные, их семантика, грамматические свойства. Употребление качественных прилагательных в значении относительных. Притяжательные прилагательные, их семантика и грамматические особенности. Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные.

Склонение имен прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных. Несклоняемые прилагательные.

Значение, морфологические признаки и синтаксические особенности числительных. Лексико-грамматические разряды числительных. Вопрос о порядковых числительных.

Разряды числительных по составу: простые, сложные, составные.
Значение местоимений, их грамматические свойства. Разряды местоимений по соотнесенности с другими частями речи: местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоименные наречия. Разряды местоимений по значению. Морфологические признаки, склонение, синтаксические функции различных разрядов и особенности употребления их в речи.

Значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола.

Грамматические категории русского глагола. Спрягаемые и неспрягаемые формы глагола (предикативные и атрибутивные).

Спрягаемые формы глагола. Типы спряжения глаголов. Парадигма глагольного слова.

Две основы глагола. Формообразующие возможности основ глагола. Продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

Категория вида русского глагола. Семантическое содержание категории вида. Видовая оппозиция. Видовая глагольная пара - основа видовой оппозиции. Способы образования видовых глагольных пар (процессы имперфективации и перфективации).

Лексико-грамматические разряды способов глагольного действия. Способы действия глаголов совершенного и несовершенного вида.

Категория переходности и непереходности глагола. Особенности переходных глаголов.

Категория залога и ее связь с категорией переходности и непереходности. Система залоговых отношений в русском языке.
Категория наклонения глагола. Значение категории наклонения. Наклонение и время. Образование форм наклонения.
Категория времени глагола. Значение категории времени. Связь категории времени и категории вида. Система времен русского глагола. Образование форм времени. Функционирование форм времени в русском языке.

Категория лица глагола. Значение категории лица. Образование форм лица, недостаточные глаголы. Употребление форм лица.

Категория числа глагола.

Категория рода глагола и ее связь с категорией времени.

Причастие как глагольная форма, в которой объединены признаки глагола и прилагательного.

Деепричастие как глагольная форма, в которой объединены признаки глагола и наречия.

Значение, морфологические признаки, синтаксические особенности наречия. Разряды наречий по значению: определительные и обстоятельственные. Местоименные наречия. Степени сравнения наречий. Переход наречий в другие части речи.

Категория состояния (предикативы). Вопрос о категории состояния как о части речи в русском языкознании. Значение, структура и синтаксическая функция модальных слов. Разряды модальных слов по значению. Переход слов разных частей речи в разряд модальных слов.

Служебные части речи.

Предлог как служебная часть речи.

Семантика и синтаксическое употребление предлогов. Разряды предлогов по структуре. Предлоги отыменные и наречные. Отглагольные предлоги.

Союз.

Семантика и употребление союзов. Союзы непроизводные (первообразные) и производные. Разряды сочинительных и подчинительных союзов. Многозначность союзов. Синонимия союзов.

Частицы.

Функции частиц в речи. Разряды частиц по значению. Переход других частей речи в частицы.

Междометие как особая группа слов. Разряды междометий по их составу и образованию.

 

  1.  

Синтаксис

Предмет синтаксиса. Система синтаксических единиц: словосочетание, простое предложение, сложное предложение как основные единицы синтаксиса. Вопрос о синтаксической форме слова (синтаксеме) и сложном синтаксическом целом как синтаксических единицах.

Синтаксические отношения (подчинительные и сочинительные) и средства их выражения: формы слова, служебные слова, типизированные лексические элементы, порядок слов, интонация.

Основные этапы изучения синтаксиса русского языка. Современные направления в изучении синтаксиса.

Словосочетание как единица синтаксиса.

Словосочетание и другие сочетания слов. Типы словосочетаний по характеру главного компонента (глагольные, субстантивные, адъективные, наречные, местоименные, количественные).

Типы словосочетаний по характеру синтаксических отношений (атрибутивные, объектные, обстоятельственные, комплетивные; словосочетания с синкретичными отношениями). Виды подчинительной связи в словосочетаниях по способам ее морфологического выражения: согласование, управление, примыкание, их разновидности.

Обязательная и факультативная сочетаемость компонентов в словосочетании; сильная и слабая подчинительная связь компонентов. Вариативные и невариативные виды подчинительной связи.

Структурные типы словосочетаний: простые и сложные словосочетания.
Свободные и несвободные словосочетания. Типы несвободных словосочетаний (синтаксически несвободные и фразеологически связанные).

Словари сочетаемости слов.

Предложение как основная коммуникативная единица. Признаки предложения: грамматическая организованность, интонационная оформленность, семантическая завершенность. Предикативность как основной грамматический признак предложения (модальность, синтаксическое время, синтаксическое лицо).

Предикативная основа предложения. Понятие о структурной схеме и парадигме предложения.

Функциональные типы предложений: повествовательные, вопросительные, побудительные, оптативные (выражающие желание).

Восклицательные предложения.

Структурно-семантические типы предложений: простое, осложненное, сложное.

Структурные и семантические типы простого предложения. Предикативная основа простого предложения. Структурные схемы простого предложения.
Понятие о главных и второстепенных членах предложения. Виды членов предложения по структуре (простые, составные). Морфологизированные и неморфологизированные члены предложения.

Главные члены предложения. Подлежащее, его семантика и способы выражения. Сказуемое. Вещественное и грамматическое значение сказуемого, способы выражения. Классификация сказуемых: простое глагольное, осложненные формы простого сказуемого; составные - составное глагольное и составное именное сказуемое. Вопрос о сложном сказуемом.

Связь сказуемого с подлежащим.

Вопрос о второстепенных членах предложения. Приосновные и присловные члены предложения.

Типы присловных второстепенных членов (дополнение, определение, обстоятельство). Члены предложения с двойной синтаксической связью (дуплексивы). Понятие о детерминантах, типы детерминантов (обстоятельственные, субъектно-объектные).

Основные структурно-семантические типы простого предложения. Членимые и нечленимые. Типы членимых предложений: двусоставные и односоставные. Типы односоставных предложений (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные инфинитивные, номинативные). Вопрос об обобщенно-личных, генитивных и вокативных предложениях.

Неполные предложения, их типы. Вопрос об эллиптических предложениях.

Осложнение простого предложения: семантическое осложнение; виды структурно-семантического осложнения. Предложения с однородными членами.

Предложения с обособленными членами. Формальные средства выражения обособления. Смысловое осложнение члена предложения (значение полупредикативности, собственное субъективно-модальное значение, добавочное обстоятельственное значение и др.) как причина обособления. Общие и частные условия обособления.

Полупредикативные обособленные члены предложения. Значение полупредикативности и средства его выражения. Предложения с обособленными определениями. Предложения с обособленными обстоятельствами. Условия их обособления. Парцеллированные конструкции. Ошибки в построении предложений с обособленными членами.

Поясняющие и уточняющие члены как особый вид обособленных членов.

Обособление сравнительных конструкций. Семантика и типы сравнений (атрибутивно-характеризующие, обстоятельственно-характеризующие) и способы выражения сравнений. Разграничение сравнительных оборотов и сравнительных придаточных.

Обращение. Форма и функции обращения. Вопрос об осложнении простого предложения обращением. Обращение и омонимичные с ним конструкции.

Осложнение предложения вводными компонентами.
Осложнение предложения вставными конструкциями. Функции и форма вставок (словоформа, словосочетание, предложение). Семантика вставки (дополнительность информации). Коммуникативная роль вставки (функция ремы). Интонационное и пунктуационное оформление вставки.

Семантическая структура предложения. Понятие пропозиции, типы пропозиций; способы выражения пропозиции (предикативной и непредикативной конструкциями).

Компоненты семантической структуры предложения: семантический субъект и объект, их типы; семантический предикат, типы семантических предикатов (акциональные предикаты, предикаты состояния и др.). Основные семантические типы простых предложений.

Актуальное членение предложений. Тема и рема в предложении. Средства выражения актуального членения предложения: интонация, порядок слов, фразовое и логическое ударение, частицы, особые синтаксические конструкции. Соотношение актуального членения предложения с семантической структурой предложения, с его синтаксическим членением.

Определение сложного предложения. Отличие сложного предложения от простого по структуре и по семантике.

Сложное предложение как многоаспектная единица. Формальный аспект сложного предложения, понятие о грамматической форме и грамматическом значении сложного предложения. Схема сложного предложения: ее компоненты, их количество, порядок расположения, вид связи предикативных частей и способы ее выражения. Состав схем, выражающих общее грамматическое значение, и схем, выражающих частные грамматические значения.

Структурные элементы сложного предложения.
Понятие о парадигме сложного предложения. Виды парадигм.

Общая классификация сложных предложений: союзные и бессоюзные предложения, союзные сложноподчиненные и союзные сложносочиненные предложения.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Определение главного и придаточного предложений. Сложноподчиненные предложения нерасчлененной и расчлененной структуры. Признаки этих предложений.

Сложносочиненные предложения. Сочинительные союзы как основное средство выражения общего грамматического значения. Другие средства связи предикативных частей в составе сложносочиненного предложения.

Бессоюзные сложные предложения. Основные средства связи предикативных частей в бессоюзном предложении. Система грамматических значений.

Многочленные сложные предложения. Многочлены с одним видом связи и с разными видами связи частей. Способы передачи чужой речи, их отличие по объему передаваемой информации, по степени сохранности чужой речи, по цели введения чужой речи в текст. Предложения с прямой речью. Косвенная речь, ее особенности. Цитирование. Несобственно-прямая речь.

Сложное синтаксическое целое как структурно-семантическая единица. Структура сложного синтаксического целого. Средства связи частей, виды связи. Типы сложных синтаксических целых. Период как особая форма организации монологической речи. Абзац как стилистико-композиционная единица, структура абзаца и роль его в тексте.

Диалогическое единство как структурно-семантическая единица диалогической речи.

 

 

 

2. История русской литературы

 

 История русской литературы до XIX века

 

Происхождение русской средневековой литературы и ее источники. Хронологические границы, периодизация и особые черты: рукописный характер, церковное происхождение, теоцентризм, бинарность, провиденциализм, «коллективность» творчества, анонимность, каноничность, дидактизм, историзм, связь с фольклором и др. Теория стадиального развития.

 «Слово о полку Игореве». История открытия и публикации. Спорные вопросы. Образная система в «Слове». Особенности жанрового содержания и композиции. Особенности поэтики «Слова».

Историческая основа произведений Куликовского цикла и их проблематика. («Слово о житии и о преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя русского», «Сказание о Мамаевом побоище», летописная повесть и др.).

Обобщающие произведения второй половины XVI в. («Стоглав», «Домострой») и их общерусское значение.

Творчество Ермолая-Еразма и его житийная «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Тема «ума» и «разума» в повести. Жанровое своеобразие.Старообрядчество и протопоп Аввакум. «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное» — первая в истории русской литературы автобиография. Особенности стиля.

История русской литературы ХVIII века. Литературная доктрина и жанровая система классицизма. Творчество М.В.Ломоносова. «Предисловие о пользе книг церковных в Российском языке». Теория «трех штилей». Оды Ломоносова: торжественные, патриотические и духовные. «Ода на взятие Хотина»: проблематика и поэтика. Ода «На восшествие… 1747», программный ее характер. Поэма Ломоносова «Петр Великий»: тема «просвещенного абсолютизма». Сатира Ломоносова («Гимн бороде»).

Творчество А.П. Сумарокова. Особенности стиля трагедий Сумарокова. Эволюция комедийного жанра в творчестве Сумарокова: движение от комедии положений к комедии характеров. Многообразие жанров в творчестве Сумарокова.

Творчество Д.И Фонвизина. Литературно-эстетические взгляды писателя и основные жанры творчества. «Недоросль» как художественное открытие Фонвизина. Журнальная и общественная деятельность Фонвизина.

Творчество А.Н. Радищева, его общественно-политические,философские и эстетические взгляды. Ода «Вольность». «Путешествие из Петербурга в Москву» как критика самодержавия. Особенности поэтики.

Н.М. Карамзин: мировоззрение и идеологические взгляды. «Письма русского путешественника»: связь с западноевропейской традицией и самобытность. Повести Карамзина. Творчество Г.Р. Державина. Новаторство Державина в одическом жанре. Поэтическое мастерство.

 

 История русской литературы XIX века

 

В.А. Жуковский — основоположник русского романтизма. Новаторство Жуковского в разработке художественных средств выражения внутреннего мира человека.

Басенное творчество И.А. Крылова. Новаторство Крылова — баснописца. Реализм басен, характерность образов, сюжетов, поэтической речи, тематическое многообразие. Жанровые особенности басен.

Творческая история комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Черты классицизма в художественной структуре комедии. Новаторство комедии в сферах жанра, конфликта, архитектоники.

Творчество А.С. Пушкина. Гражданская поэзия Пушкина: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву». «Руслан и Людмила». Фольклорные мотивы, жанрово-стилевое своеобразие. Романтическая поэзия Пушкина. «Южные» поэмы. Композиция и стиль «южных» поэм. «Евгений Онегин» — первый реалистический роман. Аксиологическая парадигма художественного мира романа. «Онегинская строфа». «Маленькие трагедии»: проблематика, жанровое своеобразие, особенности поэтики. Проза Пушкина. «Повести Белкина» как начало реалистической прозы. «Капитанская дочка»: история создания, художественное своеобразие романа. Поздние поэмы Пушкина «Полтава» и «Медный всадник». Проблема национально-исторического героя. Утверждение новых художественных принципов в сфере форм выражения авторского сознания.

     Творчество М.Ю. Лермонтова. Лирика М.Ю. Лермонтова: проблематика, центральные мотивы, художественное своеобразие. «Демон»: творческая история, идейно-философская структура. Поэма «Мцыри»: концепция романтического героя; конфликт в структуре сюжета. Концепция романтической личности. Проза Лермонтова.        «Герой нашего времени»: жанровая синтетичность, особенности композиции, философская проблематика.

Творчество Н.В. Гоголя. Принципы единства художественного мира. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: фольклорная основа, нравственная проблематика, своеобразие стиля. Лирическое начало в эпическом контексте. «Петербургские повести». «Маленький человек» как один из героев цикла. Комедия «Ревизор». Образная система. Композиция комедия, роль финала и его интерпретация. Замысел «Мертвых душ» как национальной поэмы. Лирические отступления как выражение авторского идеала. «Выбранные места из переписки с друзьями» и творчество последних лет жизни. Гоголь и «натуральная школа».

Творчество А.И. Герцена. Роман А.И. Герцена «Кто виноват?»: своеобразие сюжета и конфликта; система образов. Принципы «натуральной школы» в художественной системе романа.

Место Ф.И. Тютчева в истории русской поэзии. Философская лирика Ф.И. Тютчева. Параллелизм явлений природы и человеческой жизни.

Основные мотивы в лирике А.А. Фета. Художественное своеобразие лирики А.А. Фета. Ритмика и мелодика фетовского стиха.

Творчество И.А. Гончарова. «Обыкновенная история»: сюжет и система образов, структура конфликта. Творческая история романа «Обломов». Сюжетно-композиционные особенности; символика в идейной структуре произведения. Художественные особенности романов И.А. Гончарова.

Творчество И.С. Тургенева. Романы 50-х годов («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне»): сюжетно-композиционное своеобразие; смысл заглавия; структура конфликта. «Отцы и дети»: структура конфликта; система образов. Художественное своеобразие последних романов («Дым», «Новь»).

А.Н. Островский как создатель русского реалистического театра. Островский и Гоголь. «Гроза»: проблема жанра; структура конфликта; сюжет и система образов. «Гроза» в русской критике. Драматургические принципы А.Н. Островского.

Место Н.А. Некрасова в истории русской литературы. Способы воплощения авторского сознания в лирике Н.А. Некрасова. Традиции и новаторство в лирике Н.А. Некрасова. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»: проблематика, жанровое и стилевое своеобразие.

Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» как сатирический роман. Природа гротеска в сатире писателя. «Сказки»: жанровое своеобразие, проблематика и поэтика.

Творчество Ф.М. Достоевского. Проблема периодизации творчества писателя. Психологические открытия в романе «Униженные и оскорбленные». Социальная и нравственно-философская проблематика в романе «Преступление и наказание». «Бесы» как роман-предупреждение. Идейная структура романа «Братья Карамазовы». Христианская антропология в романах Достоевского. Проявление полифоничности в художественной структуре романов.

Творчество Л.Н. Толстого. «Война и мир»: творческая история; жанровое своеобразие; художественная структура. «Анна Каренина»: творческая история; композиционное своеобразие. Социальная картина мира в свете христианских норм жизни в романе «Воскресение».

Место Н.С. Лескова в литературном процессе второй половины XIX века. Праведники и праведничество в произведениях Н.С. Лескова. Разнообразие форм повествования. Лесковский сказ.

Творчество А.П. Чехова. Развитие и переосмысление традиционных тем и образов русской литературы XIX века в раннем творчестве А.П. Чехова. Принцип объективности в прозе зрелого А.П. Чехова: своеобразие способов выражения авторской позиции, образ автора и повествовательные принципы. Своеобразие сюжетосложения в прозе зрелого А.П. Чехова. Драматургия А.П. Чехова: жанровое своеобразие; принципы сюжетосложения.

 

История русской литературы рубежа XIX и XX века; XX века

 

Парадигмы художественности в литературе начала ХХ века: реализм — модернизм — «между реализмом и модернизмом».  Философско-эстетическая ситуация в литературе «серебряного века»: литература в поисках философских претекстов.

М. Горький: мировоззрение и поэтика. Философские и социальные претексты антропологической концепции М. Горького: от Ф. Ницше до социализма. Эволюция горьковского «метасюжета» о Человекобоге: идеология — этика — эстетика. Драматургия М. Горького начала ХХ в.: новая поэтика и новая тематика.

Художественный метод И. Бунина: реализм или символизм? «Лирический» нарратив в ранней прозе И. Бунина («Антоновские яблоки», Эпитафия», «Осенью» и др.) Тематический репертуар прозы И. Бунина 1910-х гг. Обновление новеллистического жанра: сдвиг композиционной рамки, нелинейная фабула.

Стилевые стратегии прозы А. Куприна.  Тематическая «полифония» ранних рассказов А. Куприна как поиск «своего» художественного языка. Трансформация темы «маленького человека».

Экспериментальная поэтика Л. Андреева. Демифологизация исторического, литературного и библейского текстов в прозе Л. Андреева («Мысль», «Рассказ о семи повешенных», «Жизнь Василия Фивейского»» «Красный смех» и др.) «Неореалистический» и «панпсихический» театр Л. Андреева: две версии драматической формы.

Русский символизм — от «школы» к «миросозерцанию»: проблема типологизации явления. В. Брюсов — теоретик и практик русского символизма. Символизм и смежные явления: импрессионизм К. Бальмонта. Философия В. Соловьева и младосимволизм. От символа к мифу: два варианта текста-мифа в русском символизме (Д. Мережковский и А. Блок). «Трилогия вочеловеченья» А. Блока как текст-миф. Смена поэтологических констант в «трилогии» А. Блока. Поэтика «лирического» театра А. Блока. Творчество А.А. Блока после 1917 года. Поэма «Двенадцать» как блоковское осмысление революции. Композиция и структура поэмы «Двенадцать».

Предсимволистский роман Ф. Сологуба «Мелкий бес»: столкновение мифологический структур как поиск сюжетного решения.  Жанровые варианты русского символистского романа: роман-притча (Д. Мережковский), роман-стилизация (В.Брюсов), роман-мистерия (А. Белый). Романическая сюжетность в прозе А. Белого: эволюция от гоголевского («Серебряный голубь») к пушкинскому («Петербург») тексту. «Петербург» А. Белого» как новый символистский роман.

Акмеизм в русской литературе начала ХХ века: теория и история.. Вопрос об историко-литературном статусе акмеизма. Манифест в литературе акмеизма (С. Городецкий, Н. Гумилев, О. Мандельштам). Три варианта акмеистской поэтики: Н. Гумилев — О. Мандельштам — А. Ахматова. Поэтическая система А. Ахматовой, специфика лирического мышления. Тема исторической ответственности художника в контексте размышлений Ахматовой о 20-м веке. «Поэма без героя» как поэтический итог творчества Ахматовой. «Три поэтики» О. Мандельштама. Мандельштам как оппонент символизма. Эволюция «культуроцентризма» от «Tristia» к «Новым стихам». Особенности поэтики позднего Мандельштама. Интертекстуальная поэтика Мандельштама.

Русский футуризм как социокультурный феномен. Культура манифеста в русском футуризме: «наука как прием» литературы. Типологические аспекты русского футуризма: единство и многообразие течений. Модусы художественной реальности в русском футуризме: лингвистический, религиозный и народно-карнавальный аспекты. Поиски новой фактуры текста: вербальное, аудиальное, визуальное в футуристическом тексте.

Религиозно-философские основания «новокрестьянской» поэзии. Базовые мифопоэтические метафоры в «новокрестьянской» поэзии и их образные воплощения. Специфика образного ряда: структура, семантика, функции. Творчество С.А. Есенина до и после 1917 года. Развитие эстетики и поэтики С.А. Есенина после «новокрестьянского» периода. Специфика имажинистской поэтики Есенина (стихи 1920—1921 годов, «Пугачев»). Творчество Есенина после имажинизма, «классическая» поэтика позднего Есенина.

Литературный процесс 1917—1932 годов. Поляризация литературной жизни. Начало послереволюционной эмиграции деятелей искусства. Формирование новой писательской среды.

Наследники футуризма: имажинисты, Леф. Творчество В. Шершеневича, А. Мариенгофа, С. Есенина. Эстетическая концепция ЛЕФа. Принципы производственного искусства, утилитарного искусства, социального заказа, «Литературы факта». Поэзия Маяковского 1920-х годов в контексте эстетики ЛЕФа. Связь категорий идеала и будущего в поэтическом мире Маяковского, его «революционная утопия» и «рационалистическая религия».

Современная русская литература. Периодизация.

Поэтическая специфика творчества Б. Пастернака. Образ лирического героя, особенности мировосприятия Пастернака, взаимодействие человека и мира как лирическая тема творчества. Позднее творчество Пастернака, своеобразие христианской идеоологии поздних сборников.

Роман в 1920-е годы: эстетические версии жанра и путь к универсализму. «Конармия» И. Бабеля и другие прозаические циклы как жанровая альтернатива роману. Универсализм как преодоление антиномичности постреволюционной культурной ситуации.

Реалистический роман М.А. Шолохова. Эстетика и поэтика «Тихого Дона». Роман в контексте литературной традиции и в контексте художественного универсализма.

Модернистская проза А.П. Платонова: «Чевенгур», «Котлован». Утопизм и антиутопизм. Философия Платонова и его «идея жизни». Интеграция основных стилистических тенденций 1920-х годов («орнаментальных», экспрессионистских, футуристических) в языке и стиле произведений Платонова.

Творчество М.А. Булгакова. Роман «Мастер и Маргарита» как интегральный итог творческого пути Булгакова. Философский характер романа. Сатирический компонент романа, тема литературной жизни в романе. Философия Булгакова в историко-социальном контексте.

Литературный процесс в 1930-е и 1940-е годы. Эстетика социалистического реализма. Ликвидация литературных объединений и образование Союза Советских Писателей в 1932 году. Революционный роман 1930-х годов как пример соцреалистического творчества.

Литература периода Великой отечественной войны. Нивелировка культурных и эстетических противоречий в литературе военных лет. Новое поколение писателей: А. Твардовский, В. Гроссман, К. Симонов, В. Некрасов. «Военные» произведения писателей старшего поколения: Б. Пастернака, А. Платонова.

Творчество А.И. Солженицына. «В круге первом» как попытка полифонического романа. Смысл названия романа. Христианский «след» в романе.

Жанровое своеобразие творчества В.М. Шукшина. Характеры и судьбы героев. Разрушительно-созидательное начало в герое Шукшина. Тип конфликта.

Театр А. Вампилова как начало нового этапа в развитии современной драматургии. Соединение разных типов художественного обобщения в творчестве А. Вампилова. «Утиная охота» как философская драма. Проблема сущности и предназначения человека. Чехов и Вампилов — внешнее и внутреннее сходство в методе, жанре, мотивной структуре.

Творчество А.Вознесенского. Основные темы и мотивы стихов. Стихи военного цикла В.Высоцкого; жанровое многообразие произведений поэта. Трагедийность мироощущения поэта. Метафоричность стилевого языка, экспрессивность, яркая звукопись как характерные особенности  поэтики Вознесенского.

Творчество И.А.Бродского. Влияние античной литературы и английской поэзии (Д. Донн, Т. Эллиот). Основы уникального художественного мира Бродского.         Циклы семидесятых-восьмидесятых годов, длинные стихотворения. Христианские мотивы в творчестве поэта.            Нобелевская премия по литературе 1987 года.

Постмодернистский этап развития русской литературы. Явление постмодернизма. Три волны периода развития. Особенности российского литературного постмодернизма. Произведения В. Пелевина, В. Сорокина, А. Битова, Т. Кибирова.

ВОПРОСЫ  к итоговому ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ БАКАЛАВРИАТА

 

1.Место современного русского литературного языка среди других языков мира.

2.Артикуляционная характеристика звуков.

3.Основные фонетические процессы в области гласных и согласных звуков.

4.Суперсегментные звуковые единицы (общая характеристика). Теории слога. Особенности русского ударения.

5.Теория письма. Особенности русской графики. Принципы русской орфографии.

6. Лексическое значение слова. Типы лексических значений.

7.Ономасиологические категории русской лексики.

8. Активный и пассивный словарный запас языка.

9.Пласты лексики русского языка с точки зрения ее происхождения.

10.Функционально-стилевые пласты лексики современного русского языка.

11.Фразеология. Фразеологизм и слово. Фразеологизм и свободное словосочетание. Классификация фразем.

12.Глагол как часть речи. Лексико-грамматические разряды и категории глагола.

13.Местоименные слова как средство актуализации высказывания. Грамматическая соотнесенность местоименных слов с различными частями речи.

14.Бессоюзное сложное предложение. Принципы его классификации.

15.Морфологическая категория. Типы морфологических категорий. Типы оппозиций в рамках категорий.

16.Словообразовательный тип. Словообразовательное гнездо. Словообразовательная цепь.

17.Части речи. Принципы разграничения грамматических классов слов.

18.Словосочетание как синтаксическая  единица языка. Типы словосочетаний.

19.Главные члены двусоставного предложения: подлежащее и его классификация.

20.Главные члены двусоставного предложения: сказуемое, типы сказуемое.

21.Главные члены двусоставного предложения. Составное именное сказуемое.

22.Односоставные предложения. Принципы классификации.

23.Сложноподчиненное предложение. Принципы классификации сложноподчиненного предложения.

24.Сложносочиненное предложение. Принципы классификации сложносочиненного предложения.

25.Синтаксическая связь – основное понятие синтаксиса. Виды синтаксической связи.

 

 

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА ПО ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Хронологические границы и специфические особенности древнерусской литературы.

2.  «Слово о полку Игореве». Идейный смысл, образы и художественное своеобразие.

3. Русская комедия XVIII века. Ее жанровые черты. Художественные особенности комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

4. Жанр оды в русской литературе ХVIII века. Г.Р. Державин – поэт-новатор.

5. Н.М. Карамзин – основоположник русского сентиментализма. Отражение эстетических взглядов писателя в повестях «Бедная Лиза», «Наталья – боярская дочь».

6. Романтизм как метод и направление. Особенности русского романтизма. В.А. Жуковский.

7. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: проблематика, образная структура, сюжет и жанр.

8. Творчество А.С. Пушкина. Эволюция лирики А. С. Пушкина. Новаторство А. С. Пушкина в области драматургии и прозы.

9. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: принципы художественной типизации, жанр, композиция, особенности языка и стиля романа.

10. Художественный мир М.Ю. Лермонтова и его эволюция.

11. Литературно-эстетические и нравственно-философские искания Н.В. Гоголя. Роль Н.В. Гоголя в истории русской литературы.

12. Проблема эстетического и гражданственного в поэзии Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Н.А. Некрасова.

13. Творчество И.С. Тургенева и И.А. Гончарова: проблематика и художественное своеобразие произведений писателей.

14. А.Н. Островский – создатель русского национального театра.

15.Сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. Гоголевские традиции и сатирические принципы М.Е. Салтыкова-Щедрина.

16. Традиции и новаторство в творчестве Ф.М. Достоевского, литературно-эстетические и нравственные искания писателя.

17. Л.Н. Толстой как художник и мыслитель. Эволюция творчества писателя.

18. А.П. Чехов как прозаик и драматург: художественное мастерство и нравственные искания писателя.

19.Сложность и противоречивость литературного развития конца XIX–начала XX веков. Понятие «серебряный век» в русской литературе.

20. Русский символизм как художественное направление.  Старшие и младшие символисты.

21. Русская проза конца XIX – начала XX веков. Творчество И.А. Бунина и А.И. Куприна.

22. Поэтический мир С.А. Есенина.

23. Художественный мир Б.Л. Пастернака.

24. Поэтический мир А.А. Ахматовой.

25. «Тихий Дон» М. Шолохова как роман-эпопея.

26. Художественный мир М.А. Булгакова.

27. Литература русского зарубежья: три волны эмиграции, традиционное и новое в осмыслении мира и человека.

28. Тема Великой Отечественной войны в литературе 1940–90-х годов.

29.Творческий путь А.И. Солженицына.

30.Поэзия  И. Бродского: основные темы, мотивы, жанры; идейное содержание, черты лирического героя.

 

 

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКЗАИМЕНАЦИОННЫХ БИЛЕТОВ

 

Экзаменационные билеты государственного междисциплинарного экзамена по филологии включают два теоретических вопроса: один вопрос по русскому языку и один вопрос по истории русской литературы; одно практическое задание по русскому языку. Теоретические вопросы отражают основные разделы вузовских программ по современному русскому языку, по истории и теории русской литературы. Анализ текста по русскому языку нацелен на выявление навыков применений студентами теоретических знаний в процессе анализа языкового материала.

Объем и содержание экзаменационных билетов соответствует действующему Федеральному государственному образовательному стандарту по направлению «Филология», программам и требованиям квалификационных характеристик.

 

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ОТВЕТА НА ИТОГОВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭКЗАМЕНЕ

 

При сдаче государственного экзамена студент должен продемонстрировать:

а) знание основ теории и истории языкознания / литературоведения;

б) владение терминологическим аппаратом современного языкознания / литературоведения;

в) понимание теоретических проблем, относящихся к определенной заданной области языкознания / литературоведения;

г) способность последовательно и аргументировано излагать содержание теоретического материала;

д) владение различными современными методами филологического анализа текстового материала и способность использовать их для решения конкретных языковедческих / литературоведческих задач;

е) достаточный уровень самостоятельного творческого мышления при интерпретации языкового материала.

 

Оценка «отлично» ставится при условии, если:

• студент обладает всеми знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;

• содержание вопросов изложено четко, последовательно и с полным пониманием места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;

• отсутствуют фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;

• филологический анализ текстового материала проведен безошибочно и с применением современных методов лингвистических исследований.

 

Оценка «хорошо» ставится при условии, если:

• студент обладает знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;

• содержание предъявленных в билете вопросов изложено в целом последовательно и с пониманием места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;

• допущены некоторые малозначительные фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;

• филологический анализ текстового материала проведен без существенных ошибок и с применением современных методов лингвистических исследований.

 

Оценка «удовлетворительно» ставится при условии, если:

• студент обладает не всеми знаниями и умениями, перечисленными в приведенном списке общих компетенций;

• содержание предъявленных в билете вопросов изложено фрагментарно, отсутствует понимание места обсуждаемых проблем в общей проблематике соответствующей области языкознания / литературоведения;

• допущены фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;

• филологический анализ текстового материала проведен с существенными ошибками.

 

Оценка «неудовлетворительно» ставится при условии, если:

• студент не обладает знаниями и умениями, перечисленными в списке общих компетенций;

• студент не может четко изложить содержание предъявленных в билете вопросов;

• допущены существенные фактические ошибки при ответах на основной и дополнительные вопросы;

• филологический анализ текстового материала не проведен.

 

ПОРЯДОК СДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

 

Студенты проходят в экзаменационную аудиторию согласно заранее составленному списку. При этом каждый последующий после первых пяти экзаменующихся студент должен находиться у входа в аудиторию.

Студент, прибывший для сдачи государственного экзамена, докладывает председателю экзаменационной комиссии свои фамилию, имя, отчество.

Председатель предлагает студенту взять экзаменационный билет. Студент выбирает билет, называет его номер секретарю и членам комиссии. Секретарь комиссии выдаѐт студенту вариант практического задания, соответствующий билету, а также маркированные листы бумаги (экзаменационные листы) для подготовки конспекта (тезисов) ответа. На государственном экзамене первый студент после получения билета и экзаменационного листа имеет право на подготовку к ответу не более 40 минут. После его заслушивания остальные студенты отвечают на вопросы полученных билетов в последовательности их получения.

Сразу после получения билета студент должен внимательно прочитать изложенные в нем вопросы, понять их смысл и в том случае, если вопрос экзаменационного билета не понятен, уточнить его смысл у председателя либо членов комиссии, после чего приступить к подготовке ответа. При выполнении практического задания студент имеет право пользоваться различными видами словарей, которые предоставлены в качестве вспомогательного материала.

   В случае обнаружения у выпускника после получения им экзаменационного билета учебных пособий,  методических материалов, учебной и иной литературы (за исключением разрешенных для использования на государственном экзамене), конспектов, шпаргалок, независимо от типа носителя информации, а также любых технических средств и средств передачи информации, либо использования им подсказки, вне зависимости от того, были ли использованы указанные материалы и (или) средства в подготовке к ответу на государственном экзамене, комиссия изымает до окончания государственного экзамена указанные материалы и (или) средства с указанием соответствующих сведений в протоколе заседания ГЭК и принимает решение об оценке знаний такого выпускника «неудовлетворительно» либо о продолжении государственного экзамена (заслушивании ответа на экзаменационный билет).

После ответа на вопросы билета председатель предоставляет членам экзаменационной комиссии возможность задавать дополнительные вопросы студенту. Дополнительные вопросы, задаваемые студенту, носят уточняющий характер и не выходят за рамки программы государственного экзамена.

Отвечать на вопросы билета, и на заданные членами комиссии дополнительные вопросы необходимо четко и конкретно. Ответы должны быть продуманными, логически выстроенными и понятными. Одобрения заслуживают приводимые в процессе ответа примеры из практики.

Выслушивая ответы, члены экзаменационной комиссии делают краткие заметки и в бланках оценочных листов выставляют оценки за ответы по каждому основному вопросу билета, оценку за дополнительный вопрос (вопросы) и итоговую оценку по результатам экзамена. После ответа экзаменационные листы и билеты сдаются секретарю экзаменационной комиссии.

После этого председатель объявляет окончание сдачи экзамена и предлагает секретарю пригласить очередного студента, в соответствии с составленным заранее списком.

После последнего из ответов всех студентов члены комиссии обсуждают ответы и выставляют оценки, которые оглашаются председателем комиссии студентам.

Несогласие с выставленной оценкой кого-либо из студентов может быть заявлено тут же председателю комиссии. Следует помнить, что апелляция – не переэкзаменовка и в результате (изучение конспекта ответа студента и исследование ответа студента по бланкам оценочных листов членов комиссии) комиссия может как повысить, так и понизить оценку.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

Основная литература

 

а) Русский язык

 

  1.  Алефиренко Н.Ф. «Живое слово»: Проблемы функциональной лексикологии. – М.: Флинта:Наука, 2009.
  2. Богданова Л.И. Стилистика русского языка и культура речи: Лексикология для речевых     действий: Учеб. пособие. – М.: Флинта:Наука, 2011.
  3. Григорьева Т.М. Русский язык.- М.: Академия, 2007.
  4. Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык. М.: Флинта, 2007.
  5. Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг. – М., 2007.
  6. Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык.-М.: Флинта, 2007.
  7. Кузьмина Н.А. Современный русский язык.Лексикология. Теория. Тренинг.Контроль. Учеб. пособие. – М.: Флинта:Наука, 2011.
  8. Лекант П.А., Диброва Е.И., Касаткин Л.Л. Современный русский язык: Учебник. / Под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2007.         
  9. Малышева Е.Г., Рогачева О.С. Фонетика: Учебное пособие. – М: Флинта:Наука, 2012.
  10.  Новиков Л.А. Семантика русского языка. - М.: Высш. шк., 1982.
  11. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой.- М.: Азбуковник, 2003.
  12. Современный русский язык / Под ред. П.А. Леканта.- М.: Дрофа, 2001.

 

б) Русская литература

 

  1. Аникин, В.П.Русское устное народное творчество: учеб. для вузов / В.П.Аникин. -М.: «Высшая школа», 2009. – 735 с.
  2. Гончарова-Грабовская С.Я. Русская литература первой половины ХХ века:Учебное пособие для студентов высших учебных заведений по филологическим специальностям. –М., 2009 // htpp://www.biblioclub.ru/book/ 78220.
  3.  Кириллина,О. М. Русская литература: теоретический и исторический аспекты:учебное пособие/ О.М.Кириллина. - М.: Флинта, 2011. - 61 с.
  4.  Щенников Г.К. История русской литературы XIX века(70-90-е годы) : учеб.
  5. пособие / Г. К.Щенников, Л. П. Щенникова. – М. : Высш.шк., 2008. – 384 с.
  6.   Зуева, Т.   В.,Кирдан, Б.П. Русский фольклор: учебник для высших учебных  заведений/ Т.В.Зуева,Б.П.Кирдан. - М.: Флинта: Наука, 2009. – 400 с.
  7. Зуева Т.В.,Кирдан Б.П. Русский фольклор: Хрестоматия для высших учебных заведений /Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан. - М.: Флинта: Наука,2009. – 480 с.
  8.  Кусков В.В.История древнерусской литературы / В.В.Кусков. – М. : Высшая шк.,2009. - 336 с.
  9. Язык фольклора (Хрестоматия) / Составитель: Хроленко А. Т . - М.: Флинта, 2005.

 

Дополнительная литература

 

  1. Алефиренко Н.Ф. Спорные вопросы семантики. Волгоград: Перемена, 1999.
  2. Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.I. – М., 1999.
  3. Арутюнова Н.Д. Типы языковых значений. М.: Наука. 1988.
  4. Бенвенист Э. Общая лингвистика. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  5. Богданова Н.В. Живые фонетические процессы русской речи. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2001.
  6. Буланин Л.Л. Фонетика современного русского языка. М.: Высш. шк., 1970.
  7. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник. – М.: Логос, 2006.
  8. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М.: Высш. шк., 1986.
  9. Гассиева В.З. Поэтика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2010.
  10. Добрыднева Е.А. Современная русская фразеология. - М.: Наука, 2002.
  11. Иванова В.Ф. Современная русская орфография. М.: Высш.шк., 1991.
  12.  Калечиц Е.П. Взаимодействие слов в системе частей речи. Свердловск, 1990.
  13. Калинин А.В. Лексика русского языка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1978.
  14. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб.: Петербургское востоковедение, 2004.
  15. Минералов Ю.М.История русской литературы ХIХ века(70-90годы). М.:.
    Высшая школа., 2006.
  16. Минералова И.Г. Русская литература Серебряного века. Поэтика символизма. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Флинта, Наука, 2009.
  17. Молотков А.И. Основы фразеологии русского языка. Л.: Наука, 1977.
  18. Панов М.В. История русского литературного произношения 18-20вв. М.: Едиториал УРСС, 2002.
  19. Панов М.В.Современный русский язык: Фонетика. М.: Высш.шк, 1979.
  20. Попова З.Д., Стернин И.А. Понятие «концепт» в лингвистических исследованиях. - Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1999.
  21. Попова Е.В. Ценностный подход в исследовании литературного творчества. Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2004.
  22. Русская грамматика. Т.I. М.: Наука, 1980.
  23. Русский язык конца XX столетия. М.: Языки русской культуры, 2000.
  24. Сенько Е.В. Неологизация в современном русском языке. - СПб.: Наука, 2007.
  25. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та,
  26. Современные языковые процессы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2003.
  27. Современные языковые процессы. СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. ун-та, 2003.
  28. Современный русский язык / Под ред. В.А.Белошапковой. М.: Азбуковник, 2003.
  29. Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация / Отв. ред. Л.П. Крысин. М.: Языки славянской культуры, 2003.
  30. Телия В.Н. Русская фразеология. М., 1996.
  31. Тихонов А.Н. Современный русский язык. Морфемика. Словообразование. Морфология. – М., 2003.
  32. Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология.- М.: Высш. школа, 2001.
  33. Хализев В.Е. Теория литературы. М.: Высшая школа,2005.
  34. Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка. М.: Просвещение, 1972.
  35. Шмелев Д.Н. Современный русский язык: Лексика. М.: Просвещение, 1977.
  36. Щерба Л.В. . Опыт общей теории лексикографии // Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.,1974.

 

Словари

 

1. Ахманова  О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Сов. Энциклопедия,1969.          

2. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.:  Сов. Энциклопедия,1990.

3.Елисеев И. А., Полякова Л. Г. Словарь литературоведческих терминов. – Ростов-на-Дону. «Феникс», 2002.

 4.Молотков А.И.  Фразеологический словарь русского языка.- М.: Русский язык, 1986

54.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1999.

 6.Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1990.

7. Хайдарова В.Ф. Краткий словарь  интернет-языка. – М: Флинта: Наука, 2012.

 8.  Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь   русского языка. – М.: Просвещение, 1971.

 9. Этимологический словарь современного русского языка /Составитель     Шапошников А.К.  В 2-х тт. – М.: Флинта: Наука, 2010      

 10. Ярцева В.Н. Лингвистический энциклопедический словарь. Проект. Электронная  версия  twirpx.com

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы

 Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:

http://www.edu.ru/modules.php?op - каталог образовательных интернет-ресурсов

http://catalog.iot.ru/?cat=6 - каталог образовательных ресурсов сети Интернет

http://www.slovar.plib.ru/ - электронные словари и энциклопедии

http://mon.gov.ru/ - официальный сайт Министерства образования и науки РФ

http://www.elibrary.ru/ - Научная электронная библиотека

http://rvb.ru/index.html - Русская виртуальная библиотека

http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека

http://www.lib.msu.su/ - Библиотека МГУ им. М. В. Ломоносова

www.gumer.info/bibliotek - Библиотека Гумер

http://www.biblioclub.ru / - Электронные книги по литературе и гуманитарным знаниям. Первоисточники, энциклопедии, аудиоучебники, рецензии.

http://www.big-library.info  Большая электронная библиотека

imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=last_update..

filologia.su/elibraries / Библиотеки текстов - Филология

http://www.elibrary.ru / - Научная электронная библиотека Северо-Осетинского госуниверситета.