Изображение пользователя Администратор сайта дистанционного обучения
Дистанционные образовательные технологии: какими им быть ?
 

    В Государственной Думе РФ прошли парламентские слушания, и как подчеркнул председатель Комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов, на исключительно важную тему: "Нормативное обеспечение реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Руководитель профильного Комитета подчеркнул, что «…в мире ничто не стоит на месте, действительно те направления, которые развиваются наиболее динамично в современном мире, от которых во многом зависят сегодня успехи тех или иных стран, образовательных учреждений в реализации своих образовательных программ, в создании интеллектуального потенциала нации. И естественно, Комитет по образованию не мог остаться в стороне от вопросов, связанных с нормативным обеспечением столь серьёзной сферы образования».
С основным докладом выступил зампред Комитета Олег Смолин. Он заявил, что «секрет успеха отечественной образовательной политики прост и сложен одновременно: прост - по формуле, сложен - по механизму. Чтобы добиться этого успеха, нужно соединить лучшие отечественные образовательные традиции и новейшие образовательные технологии. Сегодня мы обсуждаем одну из ключевых проблем не только реализации права на образование, но и национальной безопасности нашей страны. Напомню, предсказывая нашему образованию глубокие потрясения в ближайшие годы, министр образования Дмитрий Ливанов в качестве одного из главных факторов таких потрясений назвал цифровую революцию и международную конкуренцию в сфере электронного обучения и был абсолютно прав. С тех пор есть определённые подвижки: развивается дистанционное образование инвалидов, приняты некоторые нормативные правовые акты. Исключительно важной, я считаю, программу продвижения русского языка за рубеж. Однако, на мой взгляд, скорость нарастания проблем опережает скорость их решения. Наряду с колоссальными возможностями интеллектуального развития, новые информационные технологии становятся вызовом национальному образовательному суверенитету многих стран, включая нашу Родину».
Подытоживая своё выступление, Олег Смолин сказал: «Сегодня обсуждался один из важнейших вопросов не только в области прав человека на образование, но и в области национальной безопасности страны. Мы не можем позволить без борьбы отдать преимущество в этой сфере геополитическим конкурентам.» 
С анализом ситуации выступил Председатель экспертного совета по информационным технологиям в сфере образования при Комитете Госдумы по образованию и президент Международного консорциума "Электронный университет" Владимир Тихомиров: «Я хотел бы сказать, в области политических рисков не только утечка мозгов, не только утечка знаний, что сегодня в значительной степени равноценно, но один из важных вопросов примерно выглядит так: живём в Российской Федерации, работаем в Соединённых Штатах Америки. Социальными благами пользуемся здесь, налоги платим в Штаты. Сегодня это риск реальный. И от того, что сегодня создаются 6азы данных интеллектуальной составляющей общества, которые фиксируются на чужих ресурсах, в странах конкурентах - Россия, конечно, потеряет. Поэтому задачи, которые видит Экспертный совет сейчас - это разработка государственной программы индустрии электронного обучения. Задача максимум - это программа по развитию Smart-России».
Заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов заметил, что "электронное обучение - не цель, а скорее средство. Главная задача - обеспечить конкурентоспособное качественное образование".
Ректор Московского технического университета связи и информатики Артём Аджемов обратил внимание присутствующих на проблему с другого ракурса. «Когда наши киргизские коллеги просят открыть филиал или начать образовательную деятельность нашего университета на их базе, то, оказывается, что, с точки зрения решений всех формальных вопросов и организационных проблем - это практически нереально. Хотя те, кто обращаются к нам - это в прошлом наши выпускники, заканчивающие аспирантуру и они заинтересованы в продолжении российского образования. Необходимо совершенствовать законодательную базу».
По мнению президента-ректора Международной академии бизнеса и новых технологий Валерия Иванова: «Качество учебного процесса в значительной мере определяется качеством контента. Надо отметить, что развитие электронного обучения, и в частности, создание электронных курсов - это очень дорогостоящие, финансовоёмкие процессы. И мы можем об этом говорить, поскольку мы создали в Ярославле электронные курсы для корпоративного сектора...Так вот, в высшей школе, мне кажется, что это не под силу ни одному даже самому крупному вузу. Мы считаем, что решение этой задачи лежит в плоскости развития сетевых взаимодействий вузов».
Вячеслав Никонов, подводя итог мероприятия, сказал: «В китайском языке слово "кризис" обозначается двумя иероглифами. Один иероглиф - опасность, а другой -возможность. Мы говорили сегодня много об опасностях, но на самом деле электронное образование - это и огромная возможность, которую надо реализовать. И для того, чтобы реализовать, как мы выяснили по итогам слушаний, нужны серьёзные изменения в нормативной базе, которые позволили бы развиваться всей системе электронного обучения и дистанционного образования. Со своей стороны мы готовы в этой работе участвовать. Ждём соответствующих предложений от Экспертного совета при Комитете по образованию. Призываем к работе в ней дистанционно и лично всех участников нашего "круглого стола", наших слушаний, вообще всё образовательное сообщество, которое заинтересовано в развитии этого направления». 
По итогам обсуждения Федеральному Собранию, Президенту и Правительству рекомендовано обратить внимание на глобальные стратегические, политические, культурные, научные, образовательные и финансово-экономические риски, связанные с нарастающим развитием электронного обучения в странах-конкурентах и одновременном отставанием России в указанной сфере.

Ряду министерств даны конкретные рекомендации по изменению правовых актов для развития в России электронного образования.
Подробнее читайте в журнале "Столичное образование"  https://www.facebook.com/